Доля ретровирусных заболеваний среди популяции домашних кошек составляет: вирусная лейкемия кошек 4-5 %, вирус иммунодефицита кошек 1-2 %. Общая особенность ретровирусных инфекций состоит в том, что они способны встраиваться в геном хозяина и протекать в скрытой, латентной форме. С момента инфицирования до появления первых клинических признаков проходит достаточно длительное время. Кроме того, клинические признаки могут и вовсе не проявиться. Диагностика в связи с этим затруднительна и, как правило, владелец животного обращается за помощью к специалисту уже в терминальной стадии заболевания, когда помочь животному уже практически невозможно. До недавнего времени подход к лечению ретровирусных инфекций заключался только в симптоматическом лечении, поскольку специальных схем терапии, разработанных для кошек с этими заболеваниями, не существовало. Между тем существуют специфические антиретровирусные препараты, разработанные для лечения человека. Применение этих препаратов для животных было ограничено их высокой стоимостью и токсичностью для животных. С развитием фармакологии появилась возможность применять антиретровирусные препараты и для животных. Важным аспектом применения схем лечения ретровирусных инфекций является оценка вирусной нагрузки, т. е. определения концентрации возбудителя в исследуемом биоматериале. В настоящее время применение антиретровирусных препаратов для кошек еще не стандартизировано, поэтому приходится опираться на рекомендации, разработанные для человека. По стандартам ВОЗ эффективной терапия считается, если после начала лечения в течении первых двух недель концентрация вируса снижается более чем на 3 логарифма. Если этого не происходит, то схему лечения необходимо изменить. По международным рекомендациям вирусная нагрузка измеряется в копиях/мл или МЕ/мл. Применение технологии ПЦР в режиме реального времени позволяет определять точную концентрацию вируса в клиническом образце.
До недавнего времени мы определяли в клиническом образце провирусную ДНК, но это не отражало картину активности вируса, которая выражается репликацией РНК и формированием вирусных частиц. Определение же ДНК может говорить только о носительстве, но никак не об активности вируса. Из патогенеза ретровирусных инфекций кошек известно, что вирусы могут выделяться со слюной (основной путь заражения через укусы или облизывание), поэтому необходимо определять наличие РНК и в респираторных смывах.
В 2017 году мы предложили комплексный подход к диагностике ретровирусных инфекций с исследованием слюны, плазмы крови и лейкоцитарной массы. Применение такого подхода позволило увеличить выявляемость этих инфекций так, что статистика за 2017 год будет скорректирована в сторону увеличения количества инфицированных кошек в популяции. Мы также разработали метод количественного определения копий (концентрации) РНК вируса иммунодефицита кошек и вируса лейкемии кошек на 1 мл клинического образца, что и является определением вирусной нагрузки. Применение этой методики позволяет практикующим врачам оценивать эффективность противовирусной терапии и оперативно изменять схему лечения если она оказывается не эффективной. Разработанная нами методика совместно с применяемыми схемами лечения позволяет оказывать специфическую помощь инфицированным кошкам, что если не полностью вылечивает животное, то, по крайней мере, значительно увеличивает продолжительность жизни.
ДРУГИЕ СТАТЬИ: Статьи